Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Сертификат ИСО — это официальный документ, который подтверждает, что деятельность предприятия по производству продукции или оказанию услуг организована в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO. Сегодня стандарты серии ISO успешно действуют на территории более чем 100 стран мира.
ISO (ИСО) 9000 (Система Менеджмента Качества)
— наиболее распространенный сертификат соответствия международным стандартам. Серия международных стандартов ISO 9000 — это обобщение передового мирового опыта в области управления качеством, которая включает в себя следующие виды стандартов:
- ISO 9000:2005 (Системы Менеджмента Качества) В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО
9000-2008. Стандарт устанавливает основные положения, определения и термины, используемые в серии ISO 9000; - ISO 9001:2008 (Системы Менеджмента Качества) В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО
9001-2008. Стандарт определяет требования к системе управления качеством, используемые для подтверждения способности организации удовлетворять нужды потребителей и других целевых аудиторий. Это единственный стандарт из серии ISO 9000, который сертифицируется сторонними организациями; - ISO 9004:2009 (Системы Менеджмента Качества) В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО
9004-2001. Стандарт представляет собой руководство по совершенствованию деятельности предприятия, направленное на улучшение результативности работы всех его подразделений. Предполагает организацию процесса последовательного и непрерывного усовершенствования всех рабочих процессов с вовлечением 100% кадрового состава; - ISO 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011:2002. Содержит рекомендации по проведению проверок Систем Менеджмента Качества и Экологического Менеджмента, управлению программами аудитов;
- ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
ISO (ИСО) 14000 (Система Экологического Менеджмента)
— серия международных стандартов, которые являются эффективным инструментом для реализации на предприятиях норм, принципов и методов современной экологической политики с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции.
Система Экологического Менеджмента, как часть общей системы административного управления, имеет собственную организационную структуру, систему планирования и распределения ответственности, разработанные методы и процедуры, а также ресурсы, необходимые для реализации экологической политики.
- ISO
14001-2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению) В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО14001-2007. Устанавливает требования к системе управления охраной окружающей среды.
OHSAS (ОХСАС) 18000 (Система Менеджмента профессиональной безопасности и здоровья)
— серия международных стандартов, которая позволяет организациям вести контроль за производственными факторами, представляющими риск для жизни и здоровья сотрудников, а также управлять этими рисками.
- OHSAS 18001:2007 (Система менеджмента здоровья и безопасности) В России действует как стандарт ГОСТ Р
12.0.006-2002 (Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации). На основе стандарта разрабатывается и внедряется система управления охраной труда и техникой безопасности организаций. Требования данного стандарта применимы вне зависимости от сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность сертифицируемая организация.
Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ)
— наиболее эффективная модель. Обеспечение комплексного подхода к управлению качеством (ISO 9000), экологической безопасностью (ISO 14000) и охраной труда (OHSAS 18000) позволяет существенно сократить финансовые и прочие издержки производства.
Весь процесс сертификации можно условно разделить на 4 этапа:
-
I. проектирование Системы Менеджмента (СМ)
На данном этапе, прежде всего, необходимо определить и выбрать те международные стандарты на менеджмент, которые будут применяться для проектирования СМ на конкретном предприятии. После идентификации и четкого структурирования рабочих процессов, на которые будет распространяться действие СМ, назначаются лица, ответственные за управление данными процессами. Ключевой шаг — определение требований международных стандартов на менеджмент, используемых в СМ, которые должны будут выполняться в каждом отдельном процессе. С целью определения уровня эффективности процессов устанавливаются параметры их мониторинга, определяются методы и средства мониторинга, а также формулируются критерии оценки результативности и эффективности процессов.
-
II. документирование Системы Менеджмента
Целью данного этапа является создание качественной нормативно-организационной основы для разработки и успешного функционирования СМ. Только за счет продуманного системного подхода к документированию СМ обеспечивается решение таких задач, как установление необходимых требований к осуществлению конкретных процессов, правильное толкование этих требований, быстрая воспроизводимость процессов, оценка достигнутых результатов.
-
III. внедрение Системы Менеджмента
Ведущая роль здесь отводится сотрудникам службы внутреннего аудита, в задачи которой входит проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах СМ. Для решения поставленной задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации СМ к нужным видам деятельности организации. Достижение стабильного функционирования спроектированной системы — ожидаемый итог работ на данном этапе.
-
IV. сертификация
В ходе подготовки непосредственно к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами. Логическим завершением процесса сертификации можно считать получение организацией бланка сертификата.
Ключевыми преимуществами обладания Сертификатом для каждого предприятия являются:
- Автоматическое подтверждение качества продукции и предоставляемых услуг
- Возможность повышения эффективности работы управленческого аппарата
- Рост показателей конкурентоспособности организации на отечественном и иностранном рынках (в условиях вступления России в ВТО)
- Расширение клиентской базы
- Гарантированный рост количества заказов со стороны организаций международного уровня
- Возможность укрепления отношений с партнерами
- Сокращение затрат и времени на экспорт продукции
- Более выгодные условия страхования и кредитования
- Возможность участия в коммерческих и государственных тендерах на более выгодных условиях
- Снижение риска возникновения аварийных и нештатных ситуаций
- Возможность контролировать опасные производственные факторы
- Снижение рисков в процессе производства